• I

Говорит сообщество: гендерные стереотипы, и в чем их опасность

Пост обновлен июль 28


Материалды қазақ тілінде оқыңыз: Қоғамдастық айтады: гендерлік стереотиптер және олардың қауіптілігі неде



Мы все живем в социуме и, хотим того или нет, впитываем то, что этот самый социум в нас вкладывает. Гендерные стандарты общества транслируются по радио, по телевизору – в фильмах, сериалах и детских мультфильмах; в школе, в соцсетях и с высоких трибун. Мы живем в этом мире и вещи, которые мы видим и слышим воспринимаются нами как норма, то, что было, есть и будет всегда. Но кто придумал эти нормы и нужно ли так тщательно следить за их соблюдением?


Трансгендерные люди, придерживающиеся бинарных рамок феминности и маскулинности, как правило, стремятся соответствовать каким-то общепринятым стандартам, поддерживают бинарное поведение и, даже побывав по обе стороны баррикад, перенимают стереотипы того гендера, которому хотят соответствовать. И, хотя рассматривать мы будем именно «двоичную» систему, касается это абсолютно всех.


«Девочка должна быть аккуратной», «мальчики не плачут», «не служил – не мужик», «это бабская работа», «это девчачий цвет», «девочки должны быть послушными, не бегать и не драться» – наверняка каждая и каждый слышали это не раз с самых пеленок.


Сядьте и подумайте, как часто вы сталкивались с подобным? Как часто вы повторяли эти фразы, даже не задумываясь о том, что они абсолютно нелогичны и деструктивны. Во многих культурах считается, что мужчине не подобает плакать, что это делает его похожим на женщину, лишает каких-то мужских качеств. Но подумайте сами – есть ли в этом логика? Если мальчик или мужчина испытывает боль – физическую или эмоциональную, и плачет – это нормально. Слезы – это естественная психофизиологическая реакция человека. А сравнение плачущего мужчины с женщиной и становление этого ему в вину говорит лишь о проявлении мизогинии (ненависть или пренебрежительное отношение к женщинам).


Для трансгендерного человека, который находится на бинарном пути, такие стереотипы представляют немалую проблему. Трансгендеру нужно узнать себя, найти свое место в мире, разобраться с такими важными вещами как работа и документы. И также нужно научиться вести себя «правильно»? Причем более «правильно», чем цисгендерный человек. Иначе люди, даже из самого транс сообщества, будут говорить, что ты «ненастоящий/ненастоящая», что ты «притворяешься». В итоге эти требования проявляются как в поведении трансгендерной личности, так и во внешних параметрах. Некоторые трансгендерные парни стригутся исключительно коротко, даже если им самим нравятся длинные волосы; они ведут себя грубо, пренебрежительно отзываются о женщинах. Трансгендерные девушки активно пользуются косметикой, не смея даже выйти за дверь без макияжа, мечтают о большой груди и принце на белом коне. Судить за это, конечно, не стоит. Таковы требования извне. Со временем и опытом эти порывы смягчаются. Особенно, если трансгендерная персона какое-то время живет в обществе без стресса - после смены документов, приведении своих внешних данных в соответствии с внутренними ощущениями или же окружением себя поддерживающими людьми.


Гендерные стереотипы протаскивают в будущее устаревшие и давным-давно разрушенные теории о превосходстве мужского над женским, и, что хуже всего, способствуют поддержанию гендерного неравенства. Существует такое понятие, как «вера в справедливый мир». Это убеждение, что все, что происходит в мире – естественно, и что люди, с которыми происходит что-то негативное – сами притянули или заслужили это. Вера в справедливый мир также поддерживает большинство гендерных стереотипов, оправдывая их биологией и особенностями строения женского и мужского тела, оправдывая дискриминацию «естественностью».


Гендерные стереотипы очень схожи в самых разных культурах. Чисто «мужскими» качествами в большинстве народов считаются смелость, сила, железная воля, стремление доминировать. Типично «женскими» – эмоциональность, заботливость, слабость и покорность. Все это воспитывается и закладывается извне, а не дается при рождении. Приверженность таким идеям – ничто иное, как влияние патриархальных «ценностей», когда женщина низводится до роли обслуги. Связано это во многом и с деторождением – молодая мать уязвима во время беременности и первые годы после рождения ребенка. У нее просто не остается времени ни на что другое, и многие мужчины веками и тысячелетиями этим пользуются вместо того, чтобы на равных нести ответственность за собственных детей.


Огромное количество женщин стояли за спинами своих мужей, поддерживая их во всем, как того требовало от них общество, тянули домашний быт, воспитывали детей и смотрели за престарелыми родственниками. Мужчины при этом могли спокойно заниматься «делом своей жизни» – писать картины или романы по 12 часов в день или что-то исследовать. Женщины, которые принимали в делах не меньшее участие, переписывая рукописи по нескольку раз, делая сложные математические расчеты для формул, оставались в тени.


Некоторые женщины брали себе мужские псевдонимы (и делают так до сих пор) чтобы их творения лучше продавались, некоторые – указывали своих мужей в качестве авторов, и те, разумеется, получали лавры почета вместо жен.

Так что аргументы в пользу стереотипов, что «они бы не прижились просто так», «для стереотипов есть все основания» несостоятельны.


«Женщина должна быть ухоженной, а мужчина чуть-чуть красивее обезьяны» говорят люди вокруг и в шутку, и всерьез. В итоге на женщину с самого раннего возраста наваливается необходимость соответствовать определенным требованиям, даже если они зачастую противоречат друг другу: пользоваться косметикой, но так, чтобы все выглядело естественно, ходить на педикюр и маникюр, в то время как мужчине просто достаточно подстричь ногти, следить за фигурой, сидеть на диетах и ходить на фитнес – и, при этом, не тратить слишком много денег. Женская одежда должна подчеркивать «достоинства» и скрывать «недостатки» фигуры, не быть слишком откровенной и слишком закрытой.


Неудивительно, что трансгендерные девушки начинают загонять себя в эти двойственные рамки, считая их нормой. Иногда это становится серьезной невротической проблемой. Если девушка прекратит брить ноги на нее тут же обрушится шквал негодования.


Стоит добавить, что женщины, даже работающие на самых высоких должностях, получают в среднем на 30 процентов меньше за выполнение аналогичных с мужчиной задач; непременно возникнет ситуация со «стеклянным потолком», когда продвижение женщин по карьерной лестнице будет ограничено, причем этот барьер никак не связан с ее профессиональными качествами. Де-юре это нигде не прописано, де-факто – соблюдается многими.


Мужчины, следующие «традиционным ценностям» часто бывают агрессивны. Домашнее и сексуальное насилие в первую очередь означают проявление власти. К большому сожалению, такое поведение перенимают и некоторые трансгендерные мужчины, считая нормой применять насилие и требовать от своей партнерки вести домашнее хозяйство. Что не менее печально – насильственные действия распространены там, где жертвы не получают защиты от органов правопорядка и подвергаются осуждению со стороны общества.


Сами мужчины тоже становятся заложниками токсичной маскулинности: в обществе постоянно говорят о том, что мужчина должен уметь терпеть любую боль, что он должен мыслить исключительно хладнокровно и не давать выхода эмоциям. Из этого следует, что к врачам мужчины обращаются очень редко, доводя условную простуду до состояния гнойного гайморита; редко признаются в том, что над ними когда-то совершалось сексуальное насилие, опасаясь насмешек и остракизма.


Некоторые гендерные стереотипы вполне успешно могут меняться и подстраиваться под нужды тех, кому дискриминация оказывается выгодной, в том числе и в материальном плане.


Многие трансгендерные люди, совершившие переход и социализировавшись в обществе, отмечали, что заметили разительные отличия в отношении к ним до и после перехода. Например, к транс мужчинам, чей внешний вид никак не отличался от внешнего вида цисгендерных мужчин, стали чаще прислушиваться, а их слова воспринимать всерьез и с первого раза. Транс женщины же напротив отметили, что многие их действия или вопросы по поводу чего угодно вызывали критику или насмешки.


Как жить вне гендерных стереотипов?


Люди, что дети, что взрослые – это личности. Характер, умения, таланты и профессиональные навыки никак не зависят от вида и размеров половых органов. Важные качества, которые пригодятся по жизни всем, это умение отстаивать свои интересы, аргументированно высказывать свое мнение на основе имеющихся фактов, самостоятельность и креативность.

Людям нужно учиться эмпатичности и уметь контактировать с людьми без агрессии.

Мы все хотим жить спокойно, мирно, с соблюдением наших прав. И когда говорят, что для улучшения мира нужно начать с себя, то в этом есть немалая доля правды. Прислушивайтесь к другим людям. Не обесценивайте чужой опыт. И если вам говорят, что ваши слова ранят – остановитесь. Все мы – разные, и это, несомненно, нужно учитывать. Каждый может заниматься чем угодно и вести себя как захочет в рамках закона, и не мешая при этом другим людям. Это простая истина, которую в нашем обществе почему-то упорно игнорируют, мешая себе и другим жить по-настоящему свободно.


Не поддерживайте стереотипы – ни гендерные, ни расовые, ни какие-либо еще. Даже если вам кажется, что они правдивы, на самом деле ничего, кроме вреда, они не несут.


Относитесь друг к другу бережно!

Просмотров: 61

@2019 Alma-TQ

  • Instagram - Белый круг
  • Facebook - Белый круг
  • Vkontakte - Белый круг