Помощь в написании статьи и консультацию оказывала Виктория Примак, представительница инициативной группы Alma-TQ.
Может ли то, что ИИН не меняется, и содержит в себе зашифрованный при рождении пол, как-то помешать трудоустройству?
— То, что ИНН не меняется — это, конечно, неправильно. Мне кажется, государству стоит как-то пересмотреть этот вопрос. Но я хочу отметить, что такое несовпадение зашифрованных цифр, которые определяют возраст и пол есть не только у трансгендерных людей. Есть и цисгендерные люди, у которых просто произошли ошибки при формировании и присвоении им индивидуального идентификационного номера. Так что транс-люди, которые не хотели бы по личным причинам (например, опасаясь травли), сообщать о своей трансгендерности, могут просто сказать, что видимо произошел какой-то сбой: случаи есть и даже не единичные.
В целом, если документы изменены в соответствии с тем гендером, в котором себя ощущает и живёт трансгендерный человек, то по закону его не имеют права не взять на работу или уволить. А если причиной увольнения или запрета на оказание каких-либо услуг будет являться трансфобия, то человек может обратиться в суд и закон будет на его/ее стороне.
Вот что говорил по поводу ошибок в ИИН бывший министр юстиции Марат Бекетаев:
«Алгоритм генерирования ИИН и его структура имеют чисто техническое значение, которое формируется автоматически с учетом принципов неизменности и в целях сохранения целостности данных информационных банков различных уровней, использующих в структуре данных ИИН. Он не подлежит какой-либо модификации или перегенерации с момента первоначального формирования, кроме случаев усыновления (удочерения). Символы ИИН не должны соответствовать дате рождения, соответственно их несовпадение с датой рождения не является ошибкой».
Таким образом, если ваш ИИН не соответствует полу/гендеру/дате рождения — это вовсе не критично. Также это несоответствие ни в коем случае не является основанием для отказа в оказании каких-либо услуг. В случае несправедливого отказа вы имеете полное право подать жалобу на госорганы или другие организации.
Какие могут возникнуть проблемы при трудоустройстве? Есть ли какие-то официальные ограничения для трансперсон?
— По казахстанскому законодательству трансгендерные люди, имеющие диагноз F64.0 по МКБ-10 могут быть ограничены в службе в армии и работе в полиции, если мы берем в пример только эти возможности. Что касается других государственных структур, то тут ограничений нет: трансгендерные люди могут спокойно работать в акиматах, ЦОНах и министерствах — тут все зависит только от желания, личных возможностей и навыков.
Могу добавить, что когда я проводила исследование о доступе к трудоустройству трансгендерных людей в 2018 году, я делала интервью с представителями различных компаний и организаций, в том числе и государственных. Самыми трансфобными и нетерпимыми оказались представители государственных органов. В частности, у меня было интервью с одной из представительниц ЦОНа, которая занималась набором сотрудников. Так вот, она была весьма категорична и сказала, что никогда бы не взяла на работу трансгендерного человека, обосновав это тем, что это не понравится ее руководству, «и вообще это неприемлемо». Конечно, такое отношение складывается из ее личного предвзятого мнения, и мнения ее руководства. На самом деле, нет никаких письменных указаний и правил, которые бы не разрешали принимать на работу в ЦОН (и в другие госорганы) трансгендерного человека. Но, к сожалению, это личное и предвзятое отношение может сыграть не в пользу транслюдей. И силы на то, чтобы оспаривать дискриминирующее решение работодателя, есть далеко не у всех.
Какие документы нужно будет поменять после перехода? Например, договор с пенсионным фондом, трудовую книжку, и т. д.
— Если удостоверение личности и свидетельство о рождении уже изменены, то лучше самостоятельно менять оставшиеся данные везде, где о вас есть старая информация. Вообще сейчас данные, например, в налоговой, меняются автоматически после того, как вы получили новые документы.
Также некоторые изменения вы можете смотреть и на портале или в мобильном приложении egov.kz, в личном кабинете. Но нужно быть очень внимательными.К примеру, в банках, в больницах, в компаниях, которые предоставляют различные услуги — в общем, везде, где есть базы клиентов — вам лучше прийти и поменять там данные самостоятельно. Налоговые и пенсионные фонды тоже лучше проверить лично, в отделении.
Иногда в анкете при поступлении на работу работодатель задает вопрос: «меняли ли вы раньше ФИО?» — имеет ли право трансчеловек не заполнять это поле?
— Я думаю, что можно ответить нейтрально или не привлекать внимание к тому, почему вы меняли ФИО. Указать «по личным причинам», и этого будет достаточно. Если работодатель начнет настаивать и пытаться разузнать что да почему, то стоит задуматься о том, как будет вести себя этот человек дальше в работе и насколько он будет уважать вашу личную жизнь. Но в любом случае — это, конечно, только мое личное мнение — занимаясь поисками работы и ходя на собеседования, нужно не бояться быть собой, и говорить о своей гендерной идентичности открыто. Да, в нашей стране может возникнуть проблема, вам могут отказать и не взять на работу из-за личных предубеждений, но тут стоит задать себе вопрос: «а смогу ли я работать и жить в страхе что моя "тайна" может быть раскрыта?» Я не думаю, что это будет полезно — как в плане психологического здоровья, так и в плане работоспособности и возможности сконцентрироваться на важных вещах.
Если причина неприема на работу или увольнения — трансфобия, можно ли что-то сделать в Казахстане, или не стоит даже пытаться?
— Пытаться можно и нужно. Мы все защищены конституцией Республики Казахстан, в которой говорится, что никто не может подвергаться какой-либо дискриминации, и, даже если там не прописаны варианты, касающиеся СОГИ (сексуальной ориентации и гендерной идентичности), там есть продолжение «по иным обстоятельствам», куда вполне подходят все другие основания для запрета дискриминации, в том числе и гендерная идентичность.
Статья 14 Конституции Республики Казахстан:
— Все равны перед законом и судом.
— Никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам.
Виктория: самая большая проблема в том, что зачастую невозможно доказать, что вас уволили или не приняли на работу из-за вашей гендерной идентичности. А ведь такие риски могут быть, и мы все это знаем. Как бы печально это не звучало, но трансгендерным людям нужно быть к этому готовыми.
Как можно доказать, что трансчеловека уволили на почве трансфобии?
— Для того, чтобы можно было наказать недобросовестных работодателей, вам самим нужно позаботиться о том, чтобы были/сохранились доказательства. Лучше всего, если это будет переписка: по электронной почте, WhatsApp-у или в любом другом месседжере. Также вы можете воспользоваться диктофоном или записать разговор с человеком, который вам сообщает, или намекает на то, что вас не берут на работу или увольняют из-за того, что вы трансгендерный человек. Запись без согласия, конечно, не может быть доказательством в суде, но само наличие такой записи будет являться неоспоримым доказательством.
Если разговор начинает сводиться к вашей гендерной идентичности, и вы понимаете, что ничего хорошего вам сейчас не скажут, то вы можете сами попробовать построить диалог так, чтобы уже недобросовестный работодатель отвечал на ваши вопросы: таким образом у вас появится возможность доказать, что имело место дискриминирующее поведение. Возможно, у этого разговора могут быть свидетели — например, ваши коллеги, которые захотят вам помочь.
Но даже если у вас нет прямых доказательств, которые указаны выше, вы всегда можете защитить себя и обратиться в суд; привлечь внимание общественности и СМИ, и я уверена, что как минимум репутация компании может пострадать. Если речь идет о крупной компании, которая работает с иностранными инвесторами или партнёрами, вы можете написать им о том, что вас уволили из-за того, что вы трансгендерный человек, тем самым нарушив ваши права. Если это иностранная компания, или компания, которая работает по международной франшизе, вы можете влиять на местные филиалы через головной офис компании. Как правило, в больших международных компаниях, чьи франшизы расположены в Казахстане, есть внутренние правила и документы, запрещающие дискриминацию по СОГИ в том числе. Например, Starbucks неоднократно заявляли, что они поддерживают ЛГБТИК+; также это заявляли Coca-Сola, Pepsi, Nike… — это я сейчас вспомнила самые яркие и крупные примеры. И такие компании не просто поддерживают ЛГБТИК+, а еще уделяют особое внимание защите прав своих работников, которые являются представителями ЛГБТИК+ сообществ.
Статья 6. Трудового кодекса РК. Запрещение дискриминации в сфере труда:
— Каждый имеет равные возможности в реализации своих прав и свобод в сфере труда. Никто не может быть ограничен в правах в сфере труда, кроме случаев и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом и иными законами Республики Казахстан.
— Никто не может подвергаться какой-либо дискриминации при реализации трудовых прав по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства, возраста или физических недостатков, а также принадлежности к общественным объединениям.
— Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд или иные инстанции в порядке, установленном законами Республики Казахстан.
Виктория: В Казахстане очень много иностранных компаний, как крупных, так и не очень. Когда я проводила исследование о доступе к трудоустройству трансгендерных людей в Казахстане, для меня было удивительно, что в компаниях, в которые я обращалась по поводу вопросов о наличии политики по недискриминации, она была, и включала в себя также правила по недискриминации ЛГБТИК+ людей. Да, компании иностранные, но в них работают наши соотечественники. Поэтому я думаю, что привлечь к ответственности недобросовестных работодателей можно и нужно. И чем больше будет таких прецедентов, тем скорее будут видны изменения. Конечно, все это требует немало вашего времени, сил, ресурсов и возможностей. Самое главное — вы должны решить для себя, готовы ли вы идти до конца, чтобы наказать обидчика и восстановить справедливость, а возможности всегда найдутся.
Какие советы вы можете дать трансгендерным людям, которые собираются устраиваться на работу?
— Я могу рассказать о своем опыте. Я при трудоустройстве никогда не скрывала, что я трансгендерная девушка. Я везде и всегда это указывала, в резюме в графе «дополнительная информация». Конечно, это на самом деле не должно быть решающим фактором при трудоустройстве нигде и не в какой сфере, но это может обезопасить вас и помочь вам понять, насколько открыта и дружелюбна та организация или компания, в которую вы хотите устроиться на работу. С каждым годом я слышу все больше и больше историй о том, как трансгендерные люди находят работу, как и где работают и насколько быстро работодатели становятся френдли.
Так что мой совет — нужно быть уверенными в себе. Вы должны понимать, что закон на вашей стороне. Вы должны стараться быть открытыми и позитивными, даже если в ответ встречаете агрессию и непонимание. Конечно, если вам категорично говорят «нет», вам не стоит улыбаться и упрашивать, чтобы вас приняли. Вы должны в первую очередь продемонстрировать, насколько вы классный специалист или классная специалистка в своей области, показать свои навыки и умения, и тогда работодателю будет не важно, какая у вас идентичность.
И если вы столкнулись с трансфобией и дискриминацией в сфере труда — не бойтесь отстоять свои права, стремитесь сделать то, что вы считаете правильным и нужным. Я уверена что возможностей становится больше, люди и компании становятся профессиональней. Главное стоять на своем и добиваться своих целей.
Также на вопрос о том, как они устраивались на работу или совершали каминг-аут перед коллегами ответили и другие представители трансгендерного сообщества. Возможно, какие-то варианты пригодятся вам в будущем.
(имена респондентов изменены в целях безопасности)
Ник, трансмужчина: Я работал продавцом-консультантом еще до смены документов и постепенно готовил коллег к тому, что их ждет. До этого поднимал темы ЛГБТ и смотрел на реакцию. В принципе, у нас был довольно дружный коллектив, никакой явной дискриминации не могу вспомнить (меня даже упрашивали остаться, когда я увольнялся). Но я понимаю, что мне просто крупно повезло. Не знаю, восприняли ли коллеги мой каминг-аут всерьез или нет, но даже вопросов сильно много не задавали. Называли, правда, по паспортному имени, но, с другой стороны, я не ставил четких рамок, что хочу, чтобы меня звали «Петя», а не «Маша». Я тогда был еще очень молод и, конечно, сильно нервничал, скрывать не буду. Но в итоге я себе больше ужасов придумал, чем они произошли на самом деле. Плюс, личный опыт говорит о том, что, когда общаешься с человеком с глазу на глаз, он более понимающим становится, что ли. Собственно, это я и делал — говорил лично с каждым коллегой. Что я заметил — так это то, что женщины воспринимали информацию проще и спокойнее. Мужчины прям напрягались от разговоров про ЛГБТ, как будто их вот прямо сейчас насильно заставят присоединиться к сообществу и участвовать в гей-параде. В общем, несмотря на то, что всё было тихо-мирно, для меня тогда это были ужасно стрессовые дни, помогали не сойти с ума друзья и хобби.
Документы в итоге сменил уже после увольнения. Сейчас работаю на фрилансе, некоторые работодатели меня в глаза не видели, так что им точно все равно, кто там «на другом конце провода». Интернет все-таки дает новые возможности, так что хватайтесь за предложения работать удаленно, если такие поступают.
Алла, трансженщина: когда я устраивалась на работу (не один раз и уже после смены удостоверения личности), мне попадался вопрос о том, «меняли ли вы ФИО». Я в этой графе ничего никогда не писала. В конце концов, это не была работа в «важной государственной организации», и я считаю, что имею полное право скрывать такие данные, наравне с историей болезни, о которой может знать только мой лечащий врач. Знаю, что есть графа «пол» в ИИН, но при его формировании могут быть какие угодно ошибки, насколько мне известно. Так что у меня особых проблем не было. Ну и дело я свое знала на все сто. Если перед тобой отличный специалист, замену которому найти сложно, поневоле будешь держать при себе трансфобные и гомофобные мысли.
Артур, трансмужчина: как-то я устраивался в салон полиграфии (сейчас я уже там не работаю), еще до начала заместительной гормонотерапии. Это было самое начало моего перехода, поэтому я представился по имени, которое указано в документах (документы я всё еще не поменял). Проработал там год или немного больше, за это время начал гормонотерапию. Потом решил уйти и открыть свое дело: тоже небольшую студию полиграфии. Но денег нужно было на это больше, чем я рассчитывал, поэтому дело не пошло. Я снова связался с работодательницей, от которой ушел, а она, так совпало, оказывается искала дизайнера, и я снова стал работать с ней. Только в этот раз я ей признался, что я трансгендер и меня зовут Артур. Она сказала: «Все нормально, для меня важно, чтобы человек был хороший». Сама она казашка, которая соблюдает мусульманские традиции (ну, может не все), но ее отношение ко мне было уважительным и очень спокойным, мой гендер ее не волновал. Сейчас я опять ушел из полиграфии, но устраиваться куда-то в другое место мне не комфортно, поэтому я ищу способы зарабатывать удаленно, работая на себя. Пока, если честно, результата нет, но идти работать без нормальных документов мне очень некомфортно, и очень сложно переступить через этот барьер.
Лика, трансженщина: В период пандемии спрос на мою деятельность пошел на спад. Это было очень сложное лето. Выручали друзья и Транс*Коалиция в частности. Были мысли устроиться на низкооплачиваемую работу, но официально. Однако, так как документы у меня на деднейм (имя, которым человек давно не пользуется — прим. автора), было принято решение переждать. Справиться со стрессом помогал любимый человек. Всячески оказывал поддержку. Поэтому какой лайфхак: любить и быть любимым, близкие люди — это очень ценно.
На мой взгляд, если работать в сфере самозанятости, важно определить, что именно ты делаешь: закатываешь помидоры, вяжешь, работаешь в доставке или выращиваешь цветы. Благодаря пандемии, службы онлайн-заказов стали пользоваться огромным спросом; плюс, всегда есть доставка через такси. То есть, если, например, рисуешь картины, или делаешь дизайн макетов — не проблема их передать по городу, не имея личного контакта с покупателем. В этом, в частности, отлично помогает сервис онлайн-переводов.
Еще могу добавить, что меня от депрессии удерживали регулярные занятия спортом. Когда мир вокруг был в сомнениях, спорт оставался практически единственной стабильностью.
Какой вывод можно сделать из всего написанного? Что, к сожалению, в Казахстане, несмотря на законы, все зависит исключительно от личного восприятия и поведения работодателя. Но, справедливости ради, ситуация неспешно все же меняется к лучшему.
Comments